22 ноября 1801 года посреди дикой степи, в заводском поселке, приткнувшемся к Северскому Донцу при впадении в оный реки Лугань, встречающейся здесь же с еще одной степной речкой, Ольховой, родился человек, которому была суждена удивительная, богатая на события и свершения, судьба [1].
Даль недолго прожил в Луганске, всего четыре года. Но память о городе, ставшем его Родиной, оказалась сильной и трепетной, отразившись в его литературном имени – Казак Луганский [2].
22 ноября 1986 года на улице, где родился будущий лексикограф, в честь 185-летия со дня рождения ученого был открыт музей как «Дом-музей Владимира Ивановича Даля», тогда – филиала областного Краеведческого музея, в настоящее время – филиала музея истории и культуры города Луганска.
Музей представляет собой небольшой одноэтажный дом, внешне очень скромный и ничем не примечательный. Снаружи дом кажется совсем маленьким.
Он возник на волне широкого патриотического краеведческого движения, которое зародилось еще в 50-е годы прошлого столетия. У истоков этого движения стояли луганские врачи Нестайко и Ененко — коллеги Даля, который, как известно, был блестящим хирургом [3].
Долгое время идея создания музея оставалась только идеей. В 1960-е гг. появляется и распространяется легенда о том, что будущий лексикограф Даль появился на свет именно в доме №12 по ул. «Юного Спартака», бывшей Английской. Именно эта легенда и была привлечена сторонниками открытия музея как дополнительный аргумент в пользу его открытия в Луганске [4].
В конце 1960-х гг. была создана комиссия по созданию мемориальной экспозиции, как значилось, «в домике В.И. Даля». Членами комиссии стали видные луганчане: В.И. Высоцкий, Т.М. Рыбас, В.А. Титов, В.О. Нестайко, Ю.А. Ененко, Г.Г. Головченко, И.В. Панич и др. [4]
Материалы собирались по всему Советскому Союзу: Москва, Ленинград, Оренбург, Тарту, Нижний Новгород. Мебель конца XIX века, а также некоторые предметы быта эпохи Даля были приобретены в Луганске [4].
Прослышав о бурной деятельности луганских энтузиастов, с ними связалась правнучка писателя Ольга Владимировна Станишева. Она передала в музей негативы из семейного архива, по которым впоследствии были сделаны фотографии. Но настоящей гордостью музея является пианино Даля (1903-1985), переданное в дар Ольгой Владимировной из московского Политехнического музея. На крышке редчайшего инструмента памятная медаль: «Признательное Императорское Общество любителей естествознания при Московском университете. 15.Х.1863».
К сожалению, побывать в музее своего знаменитого прадеда Ольге Владимировне так и не удалось. За год до его открытия она умерла в Московском Доме ветеранов сцены, где жила последние годы [3].
В 2000 г. – в канун 200-летия со дня рождения В. Даля (2001 г. ЮНЕСКО объявила Годом Даля) – дом-музей был капитально отремонтирован. В 2001 г. отмечен грамотой Румянцевского общества друзей Российской государственной библиотеки (г. Москва) за весомый вклад в русскую культуру [4].
Внутри дома имеется пять комнат, в которых размещены экспозиции, связанные с творчеством и жизнью писателя, а также истории возникновения его «Толкового словаря живого великорусского языка» [5].
Все комнаты домика наполнены необыкновенной аурой, которая излучается от собранных здесь предметов старины: врачебный инструментарий XIX столетия, старый гарнитур, картины, портреты В. Даля, его родных и друзей, раскрытый на ломберном столике том литературного журнала начала XIX столетия. Небольшая комната посвящена жизни Даля до 4-х лет в Луганске [4].
В музее хранится полное собрание сочинений Даля в 10-ти томах, датированное 1897–1898 годами, редкие литографии, коллекция изданий Толкового словаря Даля [4].
В музее также имеется фотокопия «Русских сказок», первый тираж которых был практически полностью уничтожен царской цензурой. Самый ценный экспонат музея – литографии — комплект из 5 гравюр — с изображением записки «Исследования о скопческой ереси» (1844), которая была подготовлена писателем-лексикографом в бытность его государственным чиновником. Записка выполнена на высоком уровне и вышла всего в 20 экземплярах. И не исключено, что к луганскому экземпляру когда-то прикасалась рука Даля [4].
В экспозиции музея хранится и модель брига «Меркурий». Казалось бы, какое отношение он имеет к литературному музею? Оказывается, прямое. Мало того, что на бриге стояли пушки «Коронада», отлитые на луганском заводе. В русско-турецкую войну бриг в одиночку принял бой с турецкой эскадрой в Черном море. Об этом подвиге русского корабля с восхищением говорили даже враги. А Даль написал о нем небольшой рассказ, в который вложил всю свою любовь и гордость за то, что он – русский [6].
В музее представлены и «Энциклопедические лексиконы», в которых Даль начинал как энциклопедист. При всей своей занятости Владимир Иванович умудрился написать даже учебник зоологии. Учебник снабжен 700 иллюстрациями, выполненными другом и сподвижником Даля Андреем Сапожниковым [6].
Кроме того, в фондах музея хранятся литературные произведения писателя, изданные в течение 1836–1855 годов, а также его научные труды. Научным сотрудникам музея удалось собрать в полном объёме прижизненные издания литературных произведений В. И. Даля [4].
Экспозиция музея создана с большой любовью и со знанием дела. Это наша память. Это то, что связывает прошлое с настоящим и будущим.
«А от доброго корня – добрая поросль», — говорил наш великий земляк Владимир Иванович Даль [6].